воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков


Кто дальше загонит мяч
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, воздушную струю, идущую посередине языка.
   Улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительный звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
   * Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
   * Нельзя надувать щеки.
  * Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, рассеянная.


Наказать непослушный язычок
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
   Чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "пя - пя - пя", а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10.

Лопатка
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.
   * Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
   * Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
   * Не высовывать язык далеко - он должен только накрывать нижнюю губу.
   * Боковые края языка должны касаться углов рта.
   * Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку
Цель: Укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.
   Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
   * Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижной.
   * Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см.
   * Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами(тогда он не будет закрывать рот ).

Чашечка
   Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.
   * Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
                                           
Бублик
   Выполнить упражнение "Хоботок". Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.
   * Следить, чтобы зубы были сжаты.

Фокус
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
   Положить на самый кончик языка маленький кусочек ватки. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его плотно примыкали к губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
   * Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
   Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Лошадка
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
   Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает копытами ).
   * Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее.
   * Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
   * Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению.
   * Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Маляр
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед - назад (от зубов к горлу), как маляр красит кистью потолок.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
   Улыбнуться, открыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем).
   *Делать движения языком сверху - вниз, а не из стороны в сторону.
   * Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придержать ее рукой ).
   * Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
   * Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).
   * Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.




Комментариев нет:

Отправить комментарий