суббота, 5 ноября 2011 г.

Речь наших детей

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
(от 3-х до 4-х лет)

Словарь
Идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного.
Наблюдается неправильность в произношении длинных и малознакомых слов:
- сокращение слов (сипед - велосипед);
- перестановки в слове слогов (замукальные - музыкальные);
- перестановка в слове звуков (певрый - первый);
-  пропуски в слове звуков (босой мальчик – большой мальчик);
- иногда появляются дополнительные гласные (корабель - корабль).
Грамматический строй
Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза в этом возрасте удлиняется и усложняется, но отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи:
- не всегда правилен порядок слов в предложении (я хочу нет – я не хочу);
- иногда искажается род имен существительных (один колес);
- неправильные падежные окончания (у меня много подругов).
Звукопроизношение
Характерны некоторые искажения:
1. Согласные звуки произносятся  смягченно (иглюськи - игрушки).
2. Свистящие звуки [с],[з],[ц] искажаются:
а) произносятся недостаточно четко;
б) Пропускаются (абака – собака);
в) [с] заменяется [ф] (фабака - собака), [з]-[в] (вамок - замок), [ц]-[ф] (фыпленок - цыпленок);
г) [с] заменяется [т] (табака - собака), [з]-[д] (дамок - замок), [ц]-[т] (тветок - цветок).
3. Шипящие звуки [ш],[ж],[ч],[щ] искажаются:
а) произносятся недостаточно четко;
б) пропускаются (апка – шапка, ук - жук);
в) [ш] заменяется [с] или  [ф] (сапка, фапка - шапка); [ж]-[з] или [в] (зук, вук - жук), [ч]-[ц] или[ть] (оцки, отьки - очки), [щ]-[сь] или [ть] (сетка, тетка - щетка).
4. Звук [л] и [р] пропускаются и искажаются:
а) пропускаются (ампа – лампа, ука - рука);
б) заменяются звуком [ль] (лямпа – лампа, люка - рука);
в) заменяются [й] (ямпа – лампа, юка - рука).

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
(от 4-х до 5-х лет)
Словарь
Продолжается увеличиваться как активный, так и пассивный словарь.
В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии (скобланул - царапнул).
Грамматический строй
После четырех лет фразы продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной.
Звукопроизношение
 1. Исчезает смягченное произношение согласных звуков.
2. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д].
3. Исчезает замена шипящих звуков [ш][ж],[ч],[щ] свистящими [с],[з],[ц].
4. Шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно четко.
Не у всех детей еще имеются звуки [л] [р].

 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ
(от 5-и до 6-и лет)
Словарь
Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования произнесения и грамматического оформления их. В активном словаре появляются обобщающие слова, улучшается словопроизношение: уже не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.
Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор).
Грамматический строй
Дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают  свои мысли простыми распространенными предложениями;
В их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями. Увеличивается не только объем словаря, но и фраз. 
Звукопроизношение
Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:
1) Шипящие произносятся недостаточно четко.
2)[р] заменяется [л] или [й].
3) [л] заменяется [ль].
4) Характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Обычно в этом возрасте дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ), звонкие (в,б,г,д) и глухие (ф,п,к,т) звуки, но в речи они их еще смешивают, т.е. вместо одного звука употребляют другой (у Маши сарф).


Комментариев нет:

Отправить комментарий