понедельник, 12 декабря 2011 г.

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [р] и [р'].


Качели
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
   Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка положить за нижние зубы и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять кончик языка за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка,
   *Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.


Маляр
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед - назад ( от зубов к горлу ), как маляр красит кистью потолок.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной

Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
   Улыбнуться, открыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху - вниз ( можно помазать ее вареньем ).
   *Делать движения языком сверху - вниз, а не из стороны в сторону.
   * Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придержать ее рукой ).
   * Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
   * Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).
   * Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Почистим верхние зубки
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка "почистить" верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
   * Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Посчитаем верхние зубки
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна

Лошадка
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
   Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает копытами ).
   * Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее.
   * Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
   * Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению.
   * Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Грибок
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
   Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку ).
   *Кончик языка не должен подворачиваться; боковые края языка должны быть прижаты плотно - ни одна половинка не должна опускаться.
   *Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
   *Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении "Лошадка". В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
   *При повторении упражнения надо открывать рот шире

Гармошка
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
   Положение языка как в упражнении "Грибок", губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
   * При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
   * Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
   * Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от 3 до 10.
   * Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Барабан
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
   Улыбнуться, открыть рот. "Постучать" кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д -Д -Д...Сначала звук Д произносится медленно, затем постепенно убыстрять темп.
   * Рот должен быть все время открыт ( можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы ).
   * Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
   * Кончик языка не должен подворачиваться.
   * Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги, при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комарик
     Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З (если ребенок умеет его правильно произносить).
   * Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении "Барабан".

Моторчик
   Во время длительного произнесения звука Д - Д - Д...(за верхними зубами) быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий