вторник, 6 декабря 2011 г.

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [л] и [л']


Наказать непослушный язычок
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
   Чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "пя - пя - пя", а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10.


Лопатка
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.
   * Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
   * Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
   * Не высовывать язык далеко - он должен только накрывать нижнюю губу.
   * Боковые края языка должны касаться углов рта.
   * Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Качели
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
   Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка положить за нижние зубы и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять кончик языка за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка,
   *Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
   Улыбнуться, открыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем).
   *Делать движения языком сверху - вниз, а не из стороны в сторону.
   * Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придержать ее рукой).
   * Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
   * Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).
   * Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход
   Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук "Ы-Ы-Ы".
   * Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Индюк
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить движения медленно, темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось "бл - бл - бл" ( как индюк болбочет ).
   * Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
   * Следить, чтобы движения языком были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
   *Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Маляр
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед - назад ( от зубов к горлу ), как маляр красит кистью потолок.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Почистим верхние зубки
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка "почистить" верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
   * Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Посчитаем верхние зубки
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Лошадка
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
   Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает копытами ).
   * Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее.
   * Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
   * Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению.
   * Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е.чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкать кончиком языка
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Л.
   Ребенок должен производить те же движения языком, что и в упражнении "Лошадка", только беззвучно.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны - упражнение выполняет только язык.
   * Кончик языка не должен загибаться внутрь.
   * Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Поймаем звук "Л"
   Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами.  Постепенно убыстряя темп движения, будет слышаться звук Л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий